Канализация своими руками

Почему переругались бывшие пассии Фёдора Смолова Почему расстались федор смолов и миранда шелия

Лев Лещенко: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Муж ольги кабо тиранит ее дочь Ольга кабо первый муж

Характеристика анны одинцовой

Расследование обстоятельств профзаболеваний

К морю жанр. Стихотворение А.С. Пушкина «К морю» (восприятие, толкование, оценка). Стихотворение Пушкина «К морю»: художественные средства

Равноапостольная мария магдалина

Антивирусная утилита AVZ Антивирусная утилита avz скачать торрентом

Твёрдый характер и сильная воля

❔Что такое Глобальный Предиктор?

Реальные истории, как суккубы и инкубы совращают спящих

Окаменевшая зоя ела из тарелки с голубой каемкой

Можно ли давать коту или кошке валерьянку Как правильно дать валерьянку кошке

Гадание онлайн «Его планы на отношения со мной

Вариации выражения будущего времени

К морю жанр. Стихотворение А.С

Пушкин пытался говорить со своим народом на одном с ним языке. Поэтому его творчество вот уже которое десятилетие не забывается. Но были у него и такие произведения, которые не каждый поймет. Стихотворение «К морю» Пушкина необходимо прочитать как минимум трижды, чтобы понять суть, и шесть раз - чтобы ощутить его настроение. За россыпью слов скрывается глубокая и проникновения философия. Хотя кто-то вполне может сказать, что эти строки - зов сумасшедшего. В любом случае анализ стихотворения «К морю» поможет раскрыть истину.

Одиночество поэта

Как все-таки сложно быть в этом мире поэтом. Непризнанным, изгнанным и всеми забытым. История знает множество примеров того, как литературного гения признавали только после его смерти, да и то не сразу. Просто его современники не были готовы принять нечто новое, посмотреть правде в глаза, сразиться со своими страхами.

Судьба поэта - быть одиноким. Об этом и повествует лирика Пушкина. К морю обратившись, поэт отождествляет свое желание творить с неукротимой стихией, бушующей внутри него. Вот только напрасно рвутся с пальцев недописанные строчки, ведь именно за них отправляют поэта в изгнание. Но он - как морская стихия: бушует, рычит и бьется о скалы, рассказывая миру о чем-то важном.

История создания

А теперь можно переходить к анализу стихотворения «К морю». Оно неразрывно связано со смертью Байрона, что приключилась в апреле. Пушкин узнал о трагическом событии в июне и уже в июле набросал черновой вариант произведения. Выходит, что год написания Пушкиным «К морю» - тот, в который умер Байрон - 1824-й.

За период создания чернового варианта с поэтом много чего приключилось. П. А. Вяземский несколько раз обращался к Пушкину с просьбой написать стихи в память о Байроне. Он хотел одновременно печатать свою прозу и стихи поэта. Вот только в тот момент Пушкин стоял на рубеже своего творчества. Осенью того же года (1824) поэта вынуждают покинуть Одессу и переехать в Михайловское. На этом закончилась его южная ссылка и началась новая. И уже здесь, в Михайловском, он закончил писать стихотворение «К морю», где не забыл упомянуть о смерти Байрона, своем одиночестве и море, которого ему будет так не хватать. Вот такая история создания «К морю» Пушкина А. С. Это произведение еще считают последним «южным» стихом поэта.

Мотив прощания

Как и большинство произведений «южного» цикла, стихотворение Пушкина «К морю» преисполнено романтики. Она чувствуется и в теме, и в идее, и в стиле. Но в то же время только здесь присутствует мотив прощания, что придает романтике немного житейской грусти.

Это прощание не только с морем, что так поразило воображение поэта, но и расставание с югом и всем, что связывало поэта с этим периодом его жизни. Стихотворение написано в жанре элегии, и в этом своем последнем «южном» произведении Пушкин прощается с романтизмом как жанром повествования. Уже в Михайловском его стихотворения приобретают жизненный, реалистичный оттенок, а флер легкой и чарующей романтики остается в далеком прошлом.

Недостающие качества

При анализе стихотворения «К морю» стоит отметить, что оно носит личностно-философский характер. Произведение начинается строками прощания с морем. Поэт выражает свое восхищение бурлящей стихией, свободой морских волн и их гордостью. Складывается впечатление, что именно этих качеств так недоставало самому поэту, пока он находился в ссылке на юге. Здесь Пушкин должен был выполнять обычную рутинную работу, он пребывал под постоянным контролем и не мог свободно выражать свои прогрессивные, как на то время, мысли. Высказывать их было бессмысленно и опасно. Граф Воронцов, который невзлюбил поэта, время от времени отправлял в Петербург докладные записки о том, что Пушкин не только не отказался от своих вольных размышлений, но и выполняет работу из рук вон плохо.

И только море, бесконечное и свободное, в этом чужом краю было Пушкину единственным другом. Оно бережно хранило все те желаемые поэтом качества, которых его лишили изгнанием.

Зов

Шум волн призывал поэта к побегу из чужой страны, но у него не хватало сил, чтобы пойти на такой шаг. О чем он, собственно, и написал: «Ты ждал, ты звал… я был окован». Пушкин пишет об этом, как бы намекая, что любая попытка вернуться в Москву или хотя бы в Санкт-Петербург без соответствующего разрешения может закончиться очередной ссылкой, но уже в Сибирь.

Хотя у поэта все же возникает мысль сбежать по воде. И только при анализе стихотворения «К морю» можно понять, почему он так не поступил. Все дело в любви к Родине. Даже мысли о такой долгожданной свободе не смогли заставить его покинуть Россию.

Судьба Наполеона

Первая половина стихотворения рассказывает о желании обрести свободу, но не где-то там, за далеким морским горизонтом, а здесь, в родном краю. В стране, где родился и вырос, обрести возможность свободно высказывать свои мысли и творить, несмотря ни на что.

Пушкин прекрасно понимает, что в чужой стране его ждет нелегкая судьба, возможно, он разделит судьбу Наполеона и закончит свою жизнь не в Европе, а на острове среди бушующего моря. Пушкин также обращается к истории, отмечает, что Наполеон был таким же свободолюбивым, как и море, и просит стихию воздать полководцу посмертные почести.

Пушкин понимает, что в побеге нет смысла, ему необходимо только смириться со своей участью и ждать, пока он не сможет вернуться домой, оставив при себе воспоминания о море. Одиночество и желание обрести свободу вылились в одну из лучших композиций Пушкина - «К морю».

Основные темы

В стихотворении «К морю» поэт рассуждает о многом: судьбе, жизни и смерти, свободе и неволе. Естественно, центральный образ - это море, тема прощания с ним звучит особенно пронзительно и отчетливо. Море превращается в единственного друга, именно ему адресуются строки стихотворения.

Вся картина морской стихии построена на образах свободы и заточения. Противопоставляя свободную природу несвободному человеку, поэт рассказывает морю о своих мыслях. О том, как думал о бегстве, о неспособности выжить в чужих странах, о том, как мир покидают великие люди, и о своем ожидании. Тему стихотворения Пушкина «К морю» можно обозначить как разговор человека и природы.

Мотивы

В произведении звучат и мотивы просвещения. Однако поэт отрицает его рациональную суть, разрушающую повседневную жизнь. В его глазах просвещение объединено с тиранией: «Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран».

Далее поэт стремится к тем местам, где все еще живет истинная свобода, к «гробнице славы» Наполеона и «властителю дум» Байрону. Их уже нет в этом мире, но в представлениях романтика их образы идеальны, и навсегда останутся в памяти.

Наполеон и Байрон

О Наполеоне Пушкин говорит как о человеке, сумевшем оставить свой след в истории и в судьбах людей. Поэт считает полководца романтическим героем с трагической судьбой, ведь его последним приютом стала скала, затерянная среди бескрайних морских просторов. Скала, ставшая символом крушения надежды.

Не менее трагичной представляется Пушкину и участь гения Байрона. Он воспевал море, воспевал свободу. Яркими и выразительными словами он навсегда вписал свое имя в историю мировой литературы. О нем горюют не только люди, но сама «свободная стихия», к которой обращается Пушкин.

Дружеская беседа

Вот такие незамысловатые и бесхитростные беседы ведет поэт-изгнанник со своим единственным другом - морем. Но так и не понятна основная мысль Пушкина. «К морю» - это своего рода письмо-прощание. В конце стихотворения поэт возвращает читателя к основной теме - прощанию со всем, что так долго окружало поэта и было для него дорогим.

Еще долго автор будет слышать шум волн, находясь в заточении. Но пути назад уже не будет, в прошлом остался морской прибой и главные идеи романтизма. Пройдет еще немало времени, прежде чем поэт вновь проникнется любовью к родным просторам. А потом пройдет еще несколько недель, прежде чем он познает красоту стихотворного реализма и навсегда распрощается с романтизмом и морем, его самым ярким символом.

Стихотворение Пушкина «К морю»: художественные средства

Описывая море, поэт использует метафоры и метафорические эпитеты, которые всенепременно связаны с темами свободы и заточения. Яркими тому примерами могут послужить встречающиеся в стихотворении словосочетания: «свободная стихия», «блещешь гордою красой», «мой поэтический побег», «я был окован» и другие.

Помимо этого, Пушкин пользуется таким приемом, как перифраз - любимое средство поэтов-романтиков. Море он описывает как «свободную стихию» и «моей души предел желаний». Об острове Святой Елены говорит, что это «одна скала, гробница славы». Байрона описывает словами «другой властитель наших дум».

Само произведение создано при помощи излюбленного поэтом размера - четырехстопного ямба. Также в стихотворении прослеживается присутствие ассонанса, литературного приема, основанного на чередовании открытых и закрытых звуков, что имитируют шум морского прибоя. К тому же присутствуют аллитерация и анафора.

Значимость

Это произведение стало переломным не только в творчестве поэта. Оно олицетворяет собой развитие русской литературы, ее переход от романтизма к реализму. Стихотворение «К морю», с одной стороны, продолжает лучшие традиции романтической лирики Жуковского, передавая эстафету творчеству Лермонтова. С другой, произведение является ярким контрастом пушкинского поэтического реализма, который стал ведущей тенденцией его творчества.

Картину моря, которую нарисовал Пушкин, невозможно забыть. И в то же время сложно понять. Лишь тот, кто знает все ужасы заточения, поймет Пушкина и согласится с каждым его словом. В окружении мрачных стен, под постоянным надзором и с запретом на выражение собственных мыслей, человек превращается в безвольную куклу. Но не так-то просто сломить того, кто тверд в своих убеждениях.

Лишившись таких важных вещей, человек начинает искать утешения в природе. И для Пушкина этим утешением стало море. Бескрайняя лазурная гладь и шепот свободных волн, что хранят в себе секреты жизни и смерти... Море было Пушкину верным другом и единственной поддержкой. Иногда кажется, что в качестве признания поэт оставил морю свой романтический стиль произведений. Возможно, именно это дало ему силы двигаться дальше. Преодолевая одиночество, Пушкин заново учился любить природу родного края, заново искал свой стиль в творчестве, снова и снова создавал шедевры. Стихотворение «К морю» - это разговор друзей, которым не суждено больше встретиться, но они навсегда связаны узами, что не дают остаться в прошлом, а позволяют идти дальше.

Молодой выпускник Царскосельского лицея, получил должность секретаря в Коллегии иностранных дел, он не слишком утруждал себя службой, зато активно принимал участие в работе литературного кружка «Арзамас», членом которого стал заочно уже в Лицее. Позднее, в 1819 году, он стал участником более серьезной организации - литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа», работой которого руководила организация декабристов «Союз благоденствия».

Мысли о судьбе народа, споры о необходимости ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное право послужили созданию вольнолюбивых стихотворений «Вольность» , «Деревня» , «К Чаадаеву» . Под именем Пушкина по Петербургу гуляли также эпиграммы и вольные стихи. Когда юного поэта вызывали в канцелярию графа Милорадовича и спросили об авторстве, Пушкин заявил, что сжег стихи, но готов их написать прямо сейчас снова. Подобная дерзость не могла остаться без внимания царя, и Александр I был готов отправить Пушкина в Сибирь, но вмешательство друзей помогло смягчить приговор: Пушкина отправили служить в Кишинев в канцелярию И. Н. Инзова. Однако, встретившись с семьей генерала Раевского, он оказывается сначала в Крыму, а последний год ссылки проводит в Одессе, возле моря.

8 октября 1824 года Александр Сергеевич писал из Михайловского: «Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть - журчанье ручья причиняет боль в буквальном смысле слова…» Так тяжело переживал поэт разлуку с морем, возле которого провел четыре года в Южной ссылке. Но уже в ноябре 1824 года появилось стихотворение «К морю» , где чувства поэта выражены не так мучительно. Что изменилось в настроении поэта? Ведь «свободная стихия» ему по-прежнему близка, да и с морем уже пришлось распрощаться.

Море привлекает героя своей одушевленностью, жизненностью. Море - символ свободы, безбрежной вольной стихии, которая родственна духу самого поэта. Как оно блещет «гордою красою» , как «катит волны» , а его шум в час прощания напоминает «друга ропот заунывный» . Величие моря, его «гордая краса» , мощь и сила противостоят внутреннему состоянию лирического героя. Если герой «тихий и туманный» , он «окован» , то море - своенравное и неодолимое.

Образ моря , созданный русским поэтом, прекрасен и величественен. Море подчиняется своим законам, оно полно какой-то скрытой силы, поэтому и катит «волны голубые» , и блещет «гордою красой» . Оно может быть разным: и ласковым, и губительным («и стая тонет кораблей» ), неодолимым и покорным. Морская стихия не терпит какого-либо внешнего принуждения, что сродни состоянию героя. «Свободная стихия» как нельзя лучше соотносится с качествами романтического героя . Неслучайно в стихотворении возникают образы великих исторических личностей: императора Наполеона и английского романтика - поэта Байрона .

В элегии «К морю» Пушкин подвел своеобразный итог южному периоду творчества, названному впоследствии критиками романтическим. Тогда он искренне верил в силу исключительной личности (именно таковы герои его поэм цыган Алеко и русский пленник), верил, что такие избранные личности смогут изменить мир, чтобы уничтожить деспотизм и обрести желанную свободу.

В соответствии с поэтикой романтизма описана и личность самого героя: ему скучен «неподвижный брег» , так как в этой пустыне уже не осталось ничего родственного для самого поэта. Почему же герой стихотворения, гордый и одинокий, «у брегов остался» ? «Мир опустел» , и той стихийной вольности, свойственной морю, уже нет. Личная же свобода каждого зависит от внешних условий, а убежать от себя невозможно. Так в сознании героя столкнулись романтическое желание свободы, присущее такой стихии, как море, и сознание того, что человек живет по совершенно другим законам.

Моря у Пушкина не отняли, как невозможно отнять красоту, царящую в душе человека. И его герой смотрит с берега, к которому и не пристал тогда, и не сошел теперь. Речь идет о романтизме , к которому Пушкин так окончательно и не примкнул, ведь для романтиков свобода была высшей ценностью, ради нее герои даже погибали. Для Пушкина высшей ценностью становится стихия чувства, которому он отдавался со всей страстью африканского потомка и которое воплотил в каждом своем лирическом шедевре.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

Море всегда очаровывало всех, кто имел счастье его увидеть. Бескрайний простор, шум волн, красота заката – все это манило романтические души. И в плену необузданной стихии оказался и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Впервые поэт столкнулся с морской красотой в Одессе, где он находился в изгнании. В 1824 году Пушкин сумел вернуться в Москву. И накануне отъезда поэт сделал наброски будущего стиха, который он окончил спустя несколько месяцев.

Год написания стихотворения «К морю» ознаменовался для поэта, как переходной период от романтизма к реализму. Можно смело заявить, что эта работа стала заключительной для романтического периода А. С. Пушкина.

Создания стиха стала для поэта прощанием не только с морской стихией, но и с романтическими идеалами. Он словно прозревает, и последующее его творчество становится ближе к реализму.

Жанр стихотворения «К морю»

Данное произведение носит личностный характер для самого Пушкина. Это разговор с морем, в котором великий поэт восхищается непокорной стихией и проводит некую аналогию с собой. Он такой же непокорный, за что и расплачивается своей южной ссылкой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю» сможет позволить нам понять, что жанр данного творения – это философическая элегия.

Прощальный монолог с морем открывает для нас душу великого поэта, его намерения и грусть. Пушкин не раз в своем творчестве пользовался данным приемом. В изгнании только в море он видит своего единственного друга.

Анализируя стихотворение, мы наблюдаем за прощанием А. С. Пушкина с морем. Грустью пропитана каждая строка элегии.

Расставание с морской стихией для поэта – это нелегкое дело. Он предается собственным переживаниям и воспоминаниям. Для нас открываются мысли, желания и чувства поэта: «по брегам твоим бродил я тихий и туманный».

Пушкин восхищается силой и непокорностью волн и находит в них сравнение с человеческой душой и ее порывами. Море может быть тихим, но в тоже время оно неподвластно человеку. Оно действует по желанию своих порывов и часто это губительно.

Пушкин находит общее с морем и в судьбе каждого человека. Вот так, как море играет кораблями на волнах, так и люди барахтаются в судьбе, пытаясь уловить направления ветра и настроение стихии:

«Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.»

Создание стиха «К морю» было для поэта отдушиной, в которую он вложил все то, чего ему недоставало. Очевидно, что Пушкин не раз задумывался о побеге, который совершит водным путем: «Ты ждал, ты звал… я был окован ».

Поэт поднимает вопросы о свободе. Данную проблему Пушкин рассматривает, как с философской, так и с политической стороны. И это не удивительно, если вспомнить какова история создания этого творения. Свобода – это основная тема стихотворения. Само море выступает символом свободы: «ничем неукротим ».

Анализ стиха «К морю» помогает нам увидеть, что герои, образы и темы появляются для читателя совсем неожиданно.

К середине стиха поэт вспоминает двух выдающихся личностей Байрона и Наполеона. Смерть Байрона сильно опечалила великого поэта, и он придался большой тоске. Наполеон же был сильной личностью, которой восхищались многие. Но, как и Байрон, он не смог завершить свой жизненный путь так, как хотел. Пушкин видит свое бессилие перед судьбой и полностью заключает эту мысль между строк сего превосходного стихотворения.

Оканчивается прощание с морем обещанием поэта хранить воспоминания о нем «в вечерние часы ».

Художественные средства

Анализ лирического произведения Пушкина «К морю» позволяет нам заметить богатое использование выразительных средств. Они занимают читателя с первых строк и не отпускают до конца.

Он использует огромное количество эпитетов, метафор, сравнений, анафоры. Поэт в своем разговоре с морем применяет обращения и риторические вопросы. Это создает эффект реального разговора.

Пушкин легко играет со словами. В какой-то момент даже кажется, что мы слышим реальный шум волн. Это получается благодаря определенному сочетанию шипящих звуков.

Размер стиха «К морю» можно определить, как четырехстопный ямб.

В произведении есть женская, мужская и перекрестная рифма.

Пушкин, как всегда, продемонстрировал себя великим поэтом, который с легкостью управляется словами.

Стихотворение Пушкина «К морю» начинается с мотива прощания с морем, который имеет автобиографическую основу: поэт уезжает из Одессы в Михайловское. Кроме этого, расставание с дорогим краем обращает к образам поэмы Байрона, так как лирический герой, как и Чайльд-Гарольд, после него ощущает, что «сердцем опустел».

Для лирического героя элегии «Мир опустел» не только из-за разлуки с красотой прибрежных скал, заливов, бликов на воде (строфы 14—15), но в связи с тем, что для него не осталось в мире друга, собеседника. Как и лирический герой Жуковского («Море»), он обращается к морю как к живому существу (у Жуковского оно «живо», «дышит», лирический герой Пушкина слышит его зов, «как друга ропот» — строфа 2).

В стихотворении «К морю» (Пушкин), анализ которого нас интересует, пятнадцать строф, четырехстопный ямб, перекрестная рифма в четверостишиях, строфы 5, 6, 13 — пятистрочные со сложной рифмовкой.

Две начальные и две заключительные являются обращением к морю со словами прощания. В этих четверостишиях возникает пейзажная зарисовка: голубые волны запомнились постоянным шумом, гулом и гордой, торжественной красотой. Последнее четверостишие обрисовывает природу тех мест, куда направляется лирический герой,— это равнина, молчаливая «пустыня», в которой он не надеется найти гармонии (в морском пейзаже перед ним были «И блеск, и тень, и говор волн»).

Природа на морском побережье встречала его «шумом призывным», в ней он находил соответствие своему идеалу («Моей души предел желанный!»). Идеал — это не только красота и гармония, как у Жуковского,— море воплощает абсолютную свободу. Его порывы своенравны, неодолимы, в них не только стремление разогнать темные тучи, но и прихоть, игра стихии (как и у Жуковского, море — бездна, но лирический герой Пушкина не «очарован» ее таинственной «тревожною думой», а вслушивается в «отзывы», «глухие звуки», воспринимающиеся как сопереживание «заветному умыслу» о «побеге»).

Как в «Море» Жуковского, в анализируемой элегии Пушкина картина природы становится аналогией (от греч. «сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями») состоянию души лирического героя. В отличие от предшественника, Александр Сергеевич вносит в разработку философской проблематики психологическую конкретность. Обращение к морю мотивировано (от франц. «обосновано») ощущением одиночества, заставляющего искать дружеского участия в гуле прибоя, который один отзывается на потребность в дружеском понимании для «тихого и туманного» невольника, которому «не удался» побег от «скучного, неподвижного брега». Скрытый мотив узничества, оков усиливает значение свободы. Воля — и умозрительный идеал, и заветная мечта, настоятельное требование. Они сливаются в ощутимом переживании, выраженном, благодаря признаниям в том, что лирический герой любил («Как я любил твои отзывы...»), к чему стремился («...рвалась душа моя...»), о чем мечтал («Не удалось навек оставить...»), и в то же время слитом с этими чувствами размышлении об идеале свободы.

Море предстает воплощением идеи абсолютной свободы: это стихия, хаос, бездна. Им правит «прихоть», непонятная и враждебная для людей, но вызывающая восторг, так как в ней проявляется первозданная мощь природы.

Человек беспомощен перед силой природы, как и в борьбе с роком, но, отважно вмешиваясь в игру стихий, он демонстрирует значительность личности, становится героем, вступающим в схватку с предрешенным концом, не изменяя своей натуре, следуя «заветному умыслу».

В 3—7 четверостишиях стихотворения картина моря приобретает обобщенность, становясь развернутой метафорой вселенной, где можно увидеть и гармонию («тишина в вечерний час» и «глухие звуки», грусть и восторг, смиренность и своенравие, движение и неподвижность), и противоречивость. Нельзя преодолеть антитезу между идеалом и действительностью, стремление к абсолюту неодолимо, но оно вызывает падение, гибель. Только в воображении можно «навек оставить» землю; душа рвется из ее плена «вотще» (тщетно, напрасно, безуспешно). Мысль о безысходной участи человека подчеркнута строфическим изменением: в 5—6-й строфах, содержащих не четыре, а пять строчек, речь идет о тонущих по воле моря кораблях и о неудаче лирического героя, который не смог осуществить «поэтический побег» (автобиографическая деталь, скрытая в этом образе,— это мечты Пушкина об отъезде из России, который стал бы побегом из ссылки; именно так, несмотря на видимость перевода по службе на юг, расценивалось современниками его вынужденное путешествие). К этому его призывал друг, океан, идеал: важное значение имеет употребление прилагательного («неодолимый» — строфа 5) и глагольных форм прошедшего времени (строфа 7), позволяющих зафиксировать мужской род того, к кому обращено признание в неосуществившейся мечте:

Но ты взыграл, неодолимый...

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя;

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

В английском языке возможно было только назвать адресата обращений, как это происходит у Байрона, потому что там отсутствует категория рода, в русском же намек соединяется с расширительной трактовкой, все значимые для автора понятия просвечивают за местоимением «ты». Сближение моря с живым существом приводит к олицетворению (персонификации), что позволяет найти в явлении природы одушевленность, способность чувствовать, звать, ждать.

В строфах 8—12 взгляд лирического героя обращается к примерам личностных ориентиров в реальности. Он не жалеет о том, что не мог освободиться от «могучей страсти», приковавшей его к берегам, «скучным, неподвижным», но ставшим пристанищем пред- мету его земных желаний. Ему некуда устремить путь, потому что тех, чья судьба навевала думы о славе, величии, гениальности, уже нет. В отличие от оды «Вольность», где лирический герой «ненавидел» Наполеона («Самовластительный злодей!/Тебя, твой трон я ненавижу...»), читая на его челе «печать проклятия», обвиняя в узурпации (от лат. «присвоение чужих прав»), насильственном захвате власти над «народами», в элегии «К морю» он вызывает «Воспоминанья величавы». В контексте стихотворения Наполеон воплощает славную, поражающую воображение страницу в истории, что связано со стремлением утвердить правду «своенравных порывов» личности, пытающейся освободиться от любых общественных пут.

Другим образцом необыкновенной личности становится певец моря, «оплаканный свободой», борец за нее, заслуживший, благодаря этим двум особенностям, благодарную память, «венец» славы. В этом портрете легко узнается Байрон, покинувший в 1816 г. Англию, чтобы стать участником национально-освободительного движения в Италии и Греции.

После смерти Наполеона (1821) и Байрона (1824) опустошенность и одиночество лирического героя стали абсолютными, на земле не осталось примет идеала личности, которые могли поразить, взволновать, заставить размышлять. Одним из предметов дум является судьба гения: «почил среди мучений» Наполеон, умчался, «как бури шум», великий поэт. Их земное бытие — пример безысходности, бессмысленности попыток преодолеть земную природу. «Благо» неограниченной свободы, в представлении лирического героя, превосходит значение просветительских установлений, стесняющих могущественную, неукротимую личность, неподвластную законам общества:

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

Стихотворение Пушкина «К морю» наполнено романтической жаждой величавых, торжественных, «глубоких и мрачных», страстных, неповторимых впечатлений. Личность в нем обрисована так же, как романтический образ, в чем важную роль играет пейзаж. Лирическому герою близка стихийная мощь «порывов» океана, ему он готов поверить «заветный умысел», от него ждет избавления, замышляя побег. «Гробницей славы» Наполеона стала «одна скала» (этот образ является синекдохой (от греч. «частный случай», употребление названия части для обозначения целого, или наоборот), остров Св. Елены. Оплакан шумом бурного моря его певец, видевший свою цель в том, чтобы воспеть его как символ вольнолюбия, могущества («Он духом создан был твоим...»).

Однако одушевление идеалом абсолютной свободы предстает одним из этапов в эволюции лирического героя. Вопреки неизменному давлению судьбы, мир для него не является замкнутым. Дорога в будущее открыта, что выражается в идее движения, духовного пути. Сквозным мотивом является расставание с прошлым: слова прощания обрамляют текст («Прощай, свободная стихия!» — «Прощай же, море!»), но жизнь продолжается:

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

...

Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?..

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн...

Земная природа в стихотворении Пушкина не только отражение небесной красоты и гармонии, но сама по себе «предел желанный» для лирического героя. Если у Жуковского основным эпитетом моря был «лазурное» («Безмолвное море, лазурное море...»; обращение двукратно повторяется), основанием чего была мысль об отражении в воде «светозарной лазури» неба, его чистоты и сладостного блеска («Ты льешься его светозарной лазурью,/Вечерним и утренним светом горишь...» — «Море»), то в пушкинской элегии море имеет множество характеристик. Оно голубое, шумное, волнующееся, водяные валы похожи на хребты гор, на побережье видны и скалы, и заводи, его гул памятен «долго-долго», как и прогулки по берегу, проходившие «часто», а «теперь» воспринимающиеся как прошлое общение с другом, то грустным, то своенравным, но всегда дорогим, внимательным к настроению необычного собеседника («Твой грустный шум...», «Как я любил твои отзывы...» и др.). Блеск и краса у моря тоже собственные, не отраженные (море блещет «гордою красой»), о них нельзя забыть («Не забуду/Твоей торжественной красы...»).

С богатством и многообразием окружающего мира связано и стремление к насыщенности духовной жизни. Человек вносит в природу сопереживание, осмысление; блеск и тень, молчание и говор волн претворяются в его творчестве. В образах стихотворения «К морю» Пушкина, анализ которого мы провели, есть то, что позволяет преодолеть пессимизм, появляющийся из-за несоответствия действительности высокому идеалу. Величава участь Наполеона, «ничем не укротим» дух певца свободы, «могучая страсть» заставляет лирического героя отказаться от «пути беспечного». Душа, исполненная света вечного идеала, открыта для любви и совершенствования. В строфе 10 появляется местоимение «мы» («от нас», «наших дум»), свидетельствующее о возможности преодоления романтического одиночества. Мироощущение лирического героя — часть природы, его голос вливается в ее «говор» (образ шума, говора волн, встречаясь в строфах 2 и 15, обрамляет лирическое излияние).

А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Морю было посвящено стихотворение, разбор которого представлен в статье. В школе его изучают 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.

Тема стихотворения – восхищение морем, водной стихией.

Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырех- и пятистиший.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в некоторых пятистишиях - кольцевая АВВА.

Метафоры - «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».

Эпитеты «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».

Сравнения - «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила мужчину свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность еще раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Тема

Главная тема стихотворения - красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения - лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим» . В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось к мужчине. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован» . В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, « властителем дум» , певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберет с собой.

Композиция

Анализируемое произведение - монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырех- и пятистиший.

Жанр

Жанр – элегия, так в рассказе лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки - перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры - «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты - «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения - «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений» . При помощи метафор поэт создает оригинальные образы всемирно известных людей.

Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 133.

Вам также будет интересно:

Past Simple — простое прошедшее время в английском языке
Как бы печально это ни звучало, но не ограничиваются только одним вариантом. Если вы...
Инфинитив в английском языке Для указания назначения предмета
Инфинитив (неопределенная форма глагола ) представляет собой неличную глагольную форму,...
Бородинский хлеб в духовке Бородинский хлеб без дрожжей в духовке
Испечь белый хлеб совсем несложно. Это доступно любой хозяйке, даже начинающей. Если у вас...
Рецепты самых вкусных запеканок с кабачками в духовке
Кабачок — один из самых популярных овощей на нашем, почти уже осеннем столе. Кабачок...
Жена льва лещенко не может смириться с отсутствием детей
// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru 76-летний Лев Лещенко стал героем программы Бориса...