Канализация своими руками

Почему переругались бывшие пассии Фёдора Смолова Почему расстались федор смолов и миранда шелия

Лев Лещенко: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Муж ольги кабо тиранит ее дочь Ольга кабо первый муж

Характеристика анны одинцовой

Расследование обстоятельств профзаболеваний

К морю жанр. Стихотворение А.С. Пушкина «К морю» (восприятие, толкование, оценка). Стихотворение Пушкина «К морю»: художественные средства

Равноапостольная мария магдалина

Антивирусная утилита AVZ Антивирусная утилита avz скачать торрентом

Твёрдый характер и сильная воля

❔Что такое Глобальный Предиктор?

Реальные истории, как суккубы и инкубы совращают спящих

Окаменевшая зоя ела из тарелки с голубой каемкой

Можно ли давать коту или кошке валерьянку Как правильно дать валерьянку кошке

Гадание онлайн «Его планы на отношения со мной

Вариации выражения будущего времени

Презентация по русской литературе на тему "Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени" (8 класс). Нравственные проблемы в рассказе А

Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья. А.И.Куприн Творчество А.Куприна связано с периодом конца XIX – начала XX веков. В это время завершает свой жизненный путь Л.Н. Толстой, раскрываются дарования А.П. Чехова, М. Горького, Короленко, И.А. Бунина, Л. Андреева.


Родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, который умер через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), затем поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет после окончания Корпуса, дала богатый материал для его будущих произведений.


В 1894 г. вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1901 г. переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех». Рассказы о животных Цикл рассказов и повестей об армии Цикл рассказов о цирке Произведения о тяжёлой жизни бедняков.


Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938г. Куприн умер в Ленинграде от рака. После Октябрьской революции 1917г. писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. Осенью 1919 г., находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу.


А.И. Куприн. Фотография, подаренная И. Бунину Для рассказов А. Куприна характерно изображение глубокого, бескорыстного чувства любви. Духовный мир героев богат, но различные причины обуславливают трагичность их судеб. Через всё творчество русского писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена" - эти слова могли бы повторить все герои его рассказов.


А.И. Куприн за письменным столом. 1911г. Почему рассказ называется «Куст сирени»? Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.














Гильгур Влад. "Куст сирени"


Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается? Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Как ведут себя муж и жена? Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье. Пьер-Огюст Ренуар. В саду




Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.




Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.




Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно. Как Верочка отнеслась к успехам мужа? Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок смешанного типа.

Цели урока: знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию смысла прочитанного; совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопостовление с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции; обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование: портрет А.И.Куприна, доска, учебник, издания его произведения, аудиозапись.

I .Организационный момент.

II .Мотивация учебной деятельности.

III .Сообщение темы и цели урока.

IV .Работа по теме урока.

V .Рефлексия.

VI .Домашнее задание.

I .Организационный момент

создаёт доброжелательную атмосферу урока.

IV .Вступительное слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна.

1.Какие рассказы А.И.Куприна вы помните?

2.Каким темам они посвящены?

3.Что отличает героев А.И.Куприна?

Мы вместе с вами попробуем сконструировать в общих чертах рассказ «Куст сирени», прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа. При этом потренируем свои навыки анализа художественного текста, приобщимся к нравственным семейным ценностям.

На доске запись: куст сирени.

Какие ассоциации у вас возникают? (запись ассоциаций на доске)

Сирень зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Значит, сирень – цветок влюблённых. Сирень имеет 4 лепестка, а в мифологии 4 – символ Вселенной. Но бывает и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Тема нашего урока «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».

По названию «Куст сирени» предположите о чём будет рассказ? (устно).

Приём «Чтение с остановками» (аудиозапись I части рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»).

Сбылись ли ваши ожидания?

Что было неожиданным?

Что вы можете сказать о героях?

Какие события могу произойти в описанной обстановке далее?

Какое событие является завязкой рассказа?

Сразу ли мы узнаём. что случилось с Николаем Евграфовичем?

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

II часть рассказа. Чтение учителя.

Как можно озаглавить эту часть рассказа? Почему?

Кто из героев прервал тяжкое молчание?

Как отреагировал на это Николай Евграфович?

Что же на самом деле придумала Верочка?

Как вы относитесь к этому решению героини?

Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

Куда же отправляются герои?

Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это?

Как Верочка спасает положение?

III часть – самостоятельное чтение учащимися (учебник, стр. 73).

Как можно озаглавить данную часть рассказа?

Почему герои решили посадить именно куст сирени?

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?

Что произошло на другой день?

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?

Что для поэта главное в алмазе?

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

V . Рефлексия.

Приём «Синквейн»(групповое задание).

В чём смысл названия рассказа?

А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? Правила написания синквейна на доске.

Прослушивание синквейнов.

VI . Домашнее задание: нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

IV . Сообщение учащегося.

А.И.Куприн (1870-1938) родился 28.08.1870 г. В Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Рано оставшись без отца, он провёл безрадостное детство сначала во Вдовьем доме в Москве, где находилась его мать, затем в Разумовском благотворительном сиротском пансионе.

Десяти лет Куприн был отдан в военную гимназию. Порывистый, горячий, непокорный мальчик много потерпел от жестоких корпусных порядков. С детства Куприн возненавидил насилие, стал чутким к чужому страданию.

В 1888 году поступил в московское Александровское военное училище. Весной 1893 года Куприн едет в Петербург держать экзамен в Академию Генерального штаба. В академию он не попал, но во время пребывания в столице сумел наладить литературные связи. С осени 1893 года начинает печататься в журнале «Русское богатство».

В августе 1894 года Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. Он много ездит, охотно меняет профессию, образ жизни, окружение. На киевских пристанях разгружает баржи с арбузами, в Киеве организует атлетическое общество, в 1896 году работает на одном из заводов Донбасса, на Волыни служит лесным объездником, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, играет с артистами цирка… Всё это давало богатейший материал для его произведений. Именно в эти годы он становится профессиональным литератором, постепенно публикуя свои произведения в различных газетах.

Герои повестей и рассказов Куприна – люди самых различных классов и социальных групп, начиная от капиталистов-миллионеров и кончая босяками и нищими. Куприн писал «обо всех и для всех…»

- Ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь.

I часть рассказа.

- «Горе».

Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье.

Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Она не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

II часть рассказа.

- «Надежда».

Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.

Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей».

Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.

Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания.

Она становится деятельной и энергичной. Топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности.

Они едут в ломбард, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег.

Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль.

Она рассказывает подробно всю историю с пятном.

III часть рассказа.

- «Счастье».

- «Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени».

Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.

Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.

Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул.

Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей.

Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.

Умение проникать в душу любимого человека. Стремление сделать другого счастливым.

V . Рефлексия.

Куст сирени стал для героев любимым цветком, т. к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.

Слова для синквейна: Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье, Любовь.

    Любовь

    Сказочная, фантастическая

    Приходит, окрыляет, убегает

    Удержать её умеют единицы

    Мечта

Список литературы:

    Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 8 кл. – М.: Просвещение, − 2008

    Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, − 2010

    Фонохрестоматия к учеб. «Литература 8 кл.» (форма МП3). – М.: Аудиошкола: Просвещение, − 2010

Слайд 1

Слайд 2

Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья. А.И.Куприн

Александр Иванович Куприн

Творчество А.Куприна связано с периодом конца XIX – начала XX веков. В это время завершает свой жизненный путь Л.Н. Толстой, раскрываются дарования А.П. Чехова, М. Горького, Короленко, И.А. Бунина, Л. Андреева.

Слайд 3

Родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, который умер через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), затем поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет после окончания Корпуса, дала богатый материал для его будущих произведений.

Слайд 4

В 1894 г. вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1901 г. переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех».

Рассказы о животных Цикл рассказов и повестей об армии Цикл рассказов о цирке Произведения о тяжёлой жизни бедняков.

Слайд 5

Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938г. Куприн умер в Ленинграде от рака.

После Октябрьской революции 1917г. писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. Осенью 1919 г., находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу.

Слайд 6

А.И. Куприн. Фотография, подаренная И. Бунину

Через всё творчество русского писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена" - эти слова могли бы повторить все герои его рассказов.

Слайд 7

А.И. Куприн за письменным столом. 1911г.

Почему рассказ называется «Куст сирени»?

Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова.

Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

Слайд 8

Слайд 9

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – пора влюблённых.

Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

Слайд 10

Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной.

А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

Слайд 11

Скажите, чем вам близка героиня?

Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.

Эмиль Вернон

Слайд 12

Слайд 13

Какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя?

Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

Слайд 14

Гильгур Влад. "Куст сирени"

Слайд 15

Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».

Как ведут себя муж и жена?

Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.

Пьер-Огюст Ренуар. В саду

Слайд 16

Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.

Какой выход находит Верочка?

Огюст Ренуар. Двое

Слайд 17

Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.

Слайд 18

Слайд 19

Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно.

Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.

Слайд 20

Останавливается ли Верочка на достигнутом?

Чем же заканчивается эта история? Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

Вам также будет интересно:

Past Simple — простое прошедшее время в английском языке
Как бы печально это ни звучало, но не ограничиваются только одним вариантом. Если вы...
Инфинитив в английском языке Для указания назначения предмета
Инфинитив (неопределенная форма глагола ) представляет собой неличную глагольную форму,...
Бородинский хлеб в духовке Бородинский хлеб без дрожжей в духовке
Испечь белый хлеб совсем несложно. Это доступно любой хозяйке, даже начинающей. Если у вас...
Рецепты самых вкусных запеканок с кабачками в духовке
Кабачок — один из самых популярных овощей на нашем, почти уже осеннем столе. Кабачок...
Жена льва лещенко не может смириться с отсутствием детей
// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru 76-летний Лев Лещенко стал героем программы Бориса...